Написала небольшую статью о том, почему у Богородицы принято изображать три звезды на омофоре. И пока её писала, столько мне открылось. Вроде и знаю всё, но, когда заново осмысляю, то всё новое как будто.
Эта статейка для детей. Так что можете своим почитать.
"Первый образ Богородицы по преданию написал евангелист Лука. И это было очень давно - около двух тысяч лет назад! За всё это время Богородицу изображали то просто с одним крестиком на голове, то со множеством по всей одежде, то с медальонами, то с крестиками, похожими на звезды. И всегда это были не случайные украшения. Ведь всё в нашей церкви - каждая деталь - имеет свой смысл и значение.
Традиция изображать именно три звезды, или, скорее, три креста, украшенных лучами, появилась в Верии, монастыре Иоанна Предтечи, где подвизался преподобный Григорий Палама. В это время монахи этого монастыря, ведущие суровую подвижническую жизнь, стали размышлять и созерцать духовным взором нетварный Божественный свет (тот свет, который был всегда, даже до того, как появилось наше солнце, и в котором сейчас пребывают Ангелы и святые) и творить Иисусову Молитву - "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного". И вот тогда стали особенно почитать Божью Матерь, а именно Её девство - чистоту, которая у Неё была до рождения Младенца, во время рождения и после. Такая это непостижимая тайна. Так вот эту тайну и изображают с тех пор иконописцы на мафоре - одежде - Богородицы.
Три звезды, как символ вечного девства Богородицы - до Рождества, в Рождестве и после Рождества.
Святитель Григорий Палама восхвалял такими прекрасными словами Деву-Матерь, что я хочу, чтобы вы их тоже послушали: "Богородица — слава сущих на земле, наслаждение сущих на небе, украшение всего творения.
Она стала Царицей всякой земной и премирной твари, возвышеннейшей Царицей над самыми возвышенными и блаженнейшей над всеми блаженными. Бог, пожелав открыто показать людям и ангелам «образ всего прекрасного» и истинное Свое подобие, создал Ее в высшей степени всепрекрасной, соединив в Ней в одно целое те черты, которыми он украсил всё в отдельности; явив в Ней мир, сочетающий видимые и невидимые блага; лучше же сказать, явив Ее целостной совокупностью и высшей красотою всех божественных, ангельских и человеческих красот, украшающей оба мира, от земли восходящей и до неба достигающей.
Все лучшие дарования, которыми от века были наделены прекраснейшие из людей и ангелов, сосредоточены в Богоматери во всей полноте и целостности. Никакое слово не в силах изобразить «богосиянную красоту» Девы-Богоматери. Она — «вместилище всех благодатей и исполнение всякой благородной красоты», Она светлее света и более исполнена цветения, чем небесный рай; более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир".
Ах, как это здорово, как это греет душу, когда в маленьком сердечке отзываются слова урока и его наполненность изливается дальше, в нечто своё, личное и приводит к таким разсуждениям.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!"