📝 ЕСЛИ БЫ МЫ ЗНАЛИ, СКОЛЬКО ЗАБОТЫ ОТ ГОСПОДА НА НАШЕМ ЖИЗНЕННОМ ПУТИ...
Сейчас время, когда немало людей унывает; когда немало людей в смятении; когда вера многих не даёт им утешения, мира, упования на Промысл Божий, надежду и покой. Тревога, страх, неопределённость, всякого рода беспокойство в душах соединяются в некое маловерие. Почему это происходит? Мы же верующие люди; мы исповедуем Господа Бога; исповедуем Его неизреченный, непостижимый для нас Промысл, ведущий нас ко благу. И все в своей жизни этот Промысл уже испытали; видели, как Господь, «глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезное всем подавая…», ведёт нас по жизни, какие бы сложности не вставали на нашем пути; какие бы волны не поражали наше воображение в житейском море.
Святые отцы объясняли, почему это происходит в душах даже верующих христиан. Смятение, беспокойство естественны для нас. Неопределённость, которая складывается в этих обстоятельствах тоже совершенно понятна. Святой Исаак Сирин, величайший провидец и пророк духовного мира, оставивший нам законы этого мира в научение, сказал: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Мысли о грядущих скорбях, несомненно, посетят каждого. Совершенно ясно, что впереди совсем непростые времена. Но когда мы только этим занимаемся без меры и упования на Бога, рассуждая только о грядущих проблемах и сложностях, мы постепенно свою душу заполняем этими и существующими, и несуществующими бедами и проблемами.
Мы знаем удивительную историю о том, как Господь посетил дом своих друзей – Марфы, Марии и Лазаря. Мы знаем эту историю прекрасно, как Марфа хозяйничала, а Мария сидела у ног Иисусовых и слушала Слово Его; как Марфа впала в уныние. Со Спасителем приходило немало людей. Чем кормить, чем поить, как накрыть на стол? А хочется же получше, и паника вселяется в душу хозяина или хозяйки. Господь пришёл в дом Марфы; она, конечно же, должна была угостить, омыть ноги – всё что положено по тогдашним традициям. И в конце концов её уныние дошло до того, что она Самому Спасителю говорит: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:41) И Господь сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее» (Лк. 10:42).
А что же главное? Уже закончена в Евангелии от Луки эта история: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:42). А что же это за благая часть? В богослужении мы, священники, читая это Евангелие, пролистываем две странички по благословению Церкви; через две странички идёт совершенно из другого повествование. Господь идёт между людей, и одна из женщин говорит Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя!» (Лк. 11:27). А Он ей говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Блаженна не Его Мать, давшая Ему земную жизнь. Более блаженны те, кто слышат Слово Божие, хранят, помнят его, живут им и его исповедуют. Это и есть самое главное. Это больше, чем материальное, чем дело Марфино. Мариино дело – слышать Слово Божие и сохранять его. И тогда мы услышим о том, что нет смерти; о том, что Господь каждого человека ведёт Им, Богом, намеченной жизнью; о том, что выше человеческих сил испытаний не будет; о том, что ученики, устами апостола Павла, должны говорить: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» (1 Сол. 5:16-18). И волос не спадёт случайно с вашей головы; вас и ваших любимых Господь несёт через всю жизнь к намеченной и созидаемой Богом вечной жизни вместе с Ним – через те испытания, которые надлежит пройти нам.
Я вспоминаю одного человека, который абсолютно это чувствовал. Это отец Иоанн (Крестьянкин). Какой же он был всегда радостный! Какой же он был всегда счастливый! Слово Божие всегда было в нём. Он им жил, его законами, а не ужасными законами этого мира, которые в конце концов приводят человека в отчаяние даже в таких малых делах – более хорошо или менее хорошо принять гостей. Всё красит мера – и нашу скорбь, и наше волнение, и наши заботы.
Если бы мы только знали, сколько заботы и Промысла от Господа, Божией Матери и святых на нашем жизненном пути, мы бы радовались всё время, как отец Иоанн – в скорбях, в тюрьме, в ссылке. Но, к сожалению, не умеем. Но надо учиться! И Господь даёт молитву молящемуся. Вот кто начнёт по этому пути идти, Господь и начнёт его раскрывать. А не начнём идти по этому пути, Господь нам этого всего и не раскроет. Не раскроется это для нас.
Не будем же никогда давать (как Марфа, даже в самых благочестивых случаях) места унынию, а тем более отчаянию в нашем сердце. Аминь.
#цитаты@mitropolit_tikhon