27 января - 67 лет со дня рождения почившей натоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой) (1956 - 2010). В этот день в обители особо почтили память матушки Елисаветы – в надгробной часовне была совершена заупокойная лития.
Игумения Елисавета (Татьяна Ивановна Беляева) родилась 27 января 1956 года в городе Зарайске Московской области в православной крестьянской семье. Была крещена в Православной вере сразу после рождения в Благовещенском соборе города Зарайска. Любовь к Богу, стремление к монашеской жизни проявились еще в детстве. Она рассказывала, как с бабушкой ходила в храм, читала Священное Писание.
На своем жизненном пути матушка повстречала много людей: и грешных и высоко духовных, и именитых, и простых тружеников, и ученых и «человеков Божиих», юродствующих во Христе. Для нее самой духовное просвещение и очищение было связано с молитвами старцев и праведников, истинными носителями благодати Святого Духа: с 1972 года духовное окормление матушка получала от духовников Троице-Сергиевой Лавры, монахинь Никодимы и Сусанны, проживавших в то время в городе Сергиев Посад.
После окончания института (МГПУ, 1978) деятельность будущей матушки Елисаветы, на каком бы поприще она не трудилась, была связана с детьми. Она работала учителем русского языка и литературы в Тверской области, медсестрой в отделении брошенных детей детской больницы, преподавала катехизис и церковно-славянский язык в воскресной школе при Покровском женском монастыре, была директором детской художественной школы в городе Хотьково (Моск.обл.), преподавателем в школе при Заиконоспасском монастыре города Москвы.
В 1991 году матушка Елисавета, тогда еще Татьяна Ивановна Беляева, по благословению блаженной Любушки, приезжает на маленький остров Залит, расположенный среди Псковского озера, где подвизался и своей жертвенной любовью стяжал многие плоды Божией благодати отец Николай (Гурьянов). Промыслительно, что с благословения Владыки Евсевия Архиепископа Псковского и Великолукского (ныне Митрополита) и по молитвам старца Николая (Гурьянова) начался монашеский путь матушки Елисаветы как подвижницы и строительницы поруганной Елеазаровой пустыни. В статьях и интервью, письмах игумения Елисавета говорила, что молитва отца Николая сподобила ее пройти путь, связанный с возрождением монастыря: «Однажды отец Николай сказал: «С возрождением Спасо-Елеазаровской обители будет возрождаться вся Россия».
С 1996 года матушка обучается в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, который заканчивает в 2001 году со степенью бакалавра. 5 мая 2000 года были переданы Псковской епархии ключи от Собора Трех Святителей. 8 мая - память Цареградской иконы Божией Матери. 28 мая 2000 года, в день памяти преподобного Евфросина Псковского чудотворца Беляева Татьяна Ивановна принимает иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы. 17 июля 2000 года инокиня Елисавета (Беляева) принимает монашеский постриг в честь той же святой. 25 августа 2000 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского (ныне Митрополита) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета (Беляева) назначается настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря, 17 октября 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета (Беляева) удостаивается права ношения Наперсного Креста. Матушка Елисавета была убеждена, что в этой последовательности событий – промысел Божий: «Разве это случайное совпадение? В 2000 году закрылась последняя страница истории России эпохи развала, эпохи коммунистической. В 2000 году были прославлены в лике святых царственные мученики. Спасо-Елеазаровская обитель закрылась в год их убиения и открылась в год их прославления. Почти целое столетие шел разгром православной России – царства III Рима. Сколько потеряно, сколько утрачено, сколько уничтожено за это время. Русскому народу предстоит много потрудиться над вверенным всем нам Богом достоянием, имя которому – Святая Русь, которой предназначено стать святым царством Небесного Царя. Мы живем во враждебном и враждующем против нас мире, но сила Божия победит все злое в мире. Бог защитит избранных своих и даст им мудрость сохранить царство и народ».
Трудами матушки Елисаветы, по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, отца Николая (Гурьянова), молитвами старцев Троице-Сергиевой лавры, блаженной Любушки, разрушенный после 1918 года Спасо-Елеазаровский монастырь, бывшая мужская обитель, давшая Пскову преподобных Евфросина и Серапиона Елеазаровских, начал воссоздаваться как обитель женская. «Духовная молитва Господом дается старцам, а мы сейчас, в наш грешный век, только прорабы и строители. Это тоже уже хорошо, потому что после векового безбожия мы по духу остались русским народом…», – говорила матушка Елисавета.
Сила духа игумении Елисаветы проявлялась в способности открывать людям истину Христову через слово. Слово произносила матушка без оглядки на критику, по искрам высекая сокровенное из глубины души, не утаивая самого малого. Ее просветительское слово помогало понять, что мы, захлебнувшиеся мирской суетой, «…дети Божие по благодати, и каждый из нас должен особенно сознавать ту ответственность, которая возложена на нас, как на христиан. Господь дал нам великую милость – мы живем в православной стране, и именно от нашего внутреннего состояния, от нашей внутренней чистоты, праведности зависит состояние всей нашей Родины, всего нашего народа, и в том числе состояние всего мира. Мы должны помнить, что на России лежит великое избранничество Божие». Эти слова матушки Елисаветы (Беляевой) воспринимаются сегодня православными христианами как духовное завещание.
Матушка Елисавета была убеждена, что путь к Богу – это путь покаяния и молитвы, важно осознание собственного греха: «Только пост и молитва способны очистить душу от скверны и спасти мир от сатанинских козней». Она объясняла, что Россия на протяжении своей истории претерпевала очень многое. Россия взошла на свою Голгофу и пребывает на ней почти столетие. Москва – Третий Рим, а это значит, что у России свой путь – Креста и Воскресения. Все православные христиане жаждут этого Воскресения. Начало этого Воскресения – в деле возрождения: восстановление разрушенных и поруганных православных святынь.
Роль матушки в истории Спасо-Елеазаровского монастыря эпохальна. На протяжении десяти лет матушка несла крест возрожденческий и строительный. Сегодня, спустя 12 лет после ее упокоения, жизненный путь игумении Елисаветы воспринимается как подвиг, о котором свидетельствует восстановленный из руин монастырь.
Игумения Елисавета (Беляева) отошла ко Господу 4 июня 2010 года утром, после продолжительной болезни в результате остановки сердца в Боткинской больнице города Москвы.
Вечная память и Царствие Небесное усопшей матушке игумении Елисавете!